top of page

Трансплантация? Нет! Если есть шанс спасти родное сердце

В кардиохирургии столичной клиники «Добробут» спасли пациента, которого не рискнули оперировать ни в одном другом кардиоцентре страны.

Маленький Тимофей Турзин из Запорожья осенью пойдет в первый класс. Именно об этом – отвести сына на первую в его жизни школьную линейку – мечтал последний год 34-летний Александр Турзин. Но врачи не давали мужчине никаких шансов – у Саши погибла большая половина сердца, и медики были уверены, что спасти жизнь пациента могла только трансплантация.

Александр Турзин, Запорожье

За шесть лет десять остановок сердца и месяцы в реанимации

«Все случилось неожиданно и в один день шесть лет назад, – вспоминает Александр. – Утром неважно себя почувствовал, но никому не сказал и поехал на работу. А там уже стало совсем плохо, понял, что надо в больницу. Как-то добрался своим ходом, и уже в больнице первый раз остановилось сердце».


Тогда Саша провел в реанимации 60 дней. Мама Лидия Ивановна, вытирая красные от слез глаза, рассказывает, что сын не вставал, началось двустороннее воспаление легких, развился отек легких. Как только Александра можно было транспортировать, Турзины наняли врача с дефибриллятором и отправились на поезде в Киев. В Институте сердечно-сосудистой хирургии имени Амосова мужчине сразу вживили кардиовертер-дефибриллятор, который «ловит» угрожающее жизни нарушение сердечного ритма и посылает разряд для восстановления сердцебиения. Прибор спасал пациента от смерти минимум девять раз, но разрушительные процессы продолжались. В конце концов случился инфаркт, в результате которого умерла большая половина сердца. Саша неделями находился в реанимации, задыхался от малейшего движения, терял сознание.


«Трансплантация? Нет! Надо пробовать спасти родное сердце»

В ноябре 2017 года врачи заговорили о необходимости трансплантации сердца. Турзины попробовали связаться с белорусскими и немецкими клиниками, чтобы сделать пересадку самостоятельно, не дожидаясь очереди в государственном листе ожидания. «Но сумма для нас оказалась неподъемной, – плачет Лидия Ивановна, – 150 000 долларов».


В марте 2018-го Александру стало совсем плохо, и в надежде хоть на какую-то помощь они с мамой снова поехали в Киев. И здесь случилось чудо, о котором Саша так много молился по ночам, скрывая слезы, страх и отчаяние от родных. Валерий Залевский, завотделением аритмий сердца в «Амосова», который лечил Сашу от тяжелейшего нарушения сердечного ритма, посоветовал Турзиным съездить в Центр кардиохирургии клиники «Добробут» к кардиохирургу Александру Бабляку. «Валерий Павлович сказал: “Это ваша последняя надежда. У Александра Дмитриевича и его команды огромный опыт проведения самых разных, в том числе уникальных и сложных, операций на сердце, и если он возьмется прооперировать сына, у вас есть шанс», – вспоминает Сашина мама.


Команда кардиохирургов и кардиологов «Добробута» изучала документы пациента, проводила обследования и принимала решение об операции несколько дней. В итоге врачи пришли к выводу, что их компетентности и знаний достаточно, чтобы спасти сердце Александра.


20 минут на велосипеде, хотя месяц назад уже не вставал

«Понадобилось две операции. Основная первая включала сразу шесть различных коррекций: мы отремонтировали все три клапана сердца, сделали протезирование восходящей аорты, убрали аневризму, образовавшуюся из-за инфаркта, и провели коронарное шунтирование, нашив два шунта. А во время второй операции удалось еще на порядок уменьшить митральную недостаточность», – рассказывает кардиохирург Александр Бабляк.


К слову, вторую операцию делали миниинвазивным методом – через 9-сантиметровый разрез между ребрами. Это позволило заметно облегчить и сократить послеоперационный период. И уже на шестой день выписать пациента домой! Кардиохирургия клиники «Добробут» – один из немногих кардиоцентров страны, где активно развивается именно миниинвазивная хирургия сердца и 70 % операций на сердце (и шунтирование, и пластика и протезирование клапанов, и коррекция врожденных пороков, и удаление опухолей) проводятся через разрезы меньше 10 см.


Коллеги из других медицинских учреждений высоко оценили работу врачей «Добробута». «У пациента были очень невысокие шансы, но результат операции просто фантастический!», – говорит Валерий Залевский из Института сердечно-сосудистой хирургии имени Амосова. В кардиохирургии клиники результатами тоже очень довольны: с момента проведения второй операции у Александра не было ни одного сбоя ритма, а во время контрольного теста на велосипеде перед выпиской Саша смог крутить педали без остановки больше 20 минут. «Притом что я шесть лет, с тех пор как заболел, не ездил на велосипеде. В прошлом году хотел попробовать, но осилил меньше 50 метров, а сейчас вон сколько уже “еду“», – радуется мужчина. И говорит, что теперь будет вместе с сыном ходить в спортзал: «Тимофей на тренировку по борьбе, а я – на велотренажер. Врачи не просто разрешили – сказали, что такие тренировки плюс плавание для меня теперь обязательны».


Пересадка сердца: не все так однозначно

В сентябре, через полгода после операции, Турзины приедут в «Добробут» на контрольные тесты. «Максимальный эффект кардиохирургического лечения наступает через шесть месяцев, когда сердце приспосабливается к новому состоянию и отыскивает резервы работать по-новому, – говорит кардиохирург Александр Бабляк. – И через полгода мы сможем более предметно говорить о прогнозах. Но уже сейчас понятно, что с проведенными операциями качество жизни пациента будет однозначно лучше в сравнении с тем, если бы ему сделали трансплантацию сердца. И скорее всего продолжительность жизни будет выше, чем в случае пересадки донорского органа».


По мнению Александра Дмитриевича, в том что касается трансплантации сердца Украине следует больше ориентироваться на мировой опыт и рекомендовать пациентам пересадку только в тех случаях, когда использование других методов хирургического лечения невозможно или их результаты будут хуже результатов трансплантации. Во всех остальных случаях нужно бороться за родное сердце. «И пациенты, и медики должны осознавать, что трансплантация сердца – это гораздо больший процент ранней смертности и намного хуже качество жизни по сравнению с хирургией сердца», – говорит кардиохирург Бабляк. И приводит статистику: «Анализ порядка 100 000 операций по пересадке сердца, проведенных в мире с 1982 года, показывает, что в среднем только 50 % пациентов живут десять лет; примерно каждый шестой умирает в течение года после операции, каждый четвертый – в течение пяти лет. И это мы еще не говорим о постоянном приеме иммуносупрессантов, которые негативно влияют на все органы». Поэтому мировая кардиохирургия крайне взвешенно относится к рекомендациям проводить трансплантации, и в мире ежегодно делается только около 6000 таких операций. «В Великобритании, к примеру, – только 200. В большинстве же случаев тяжелой сердечной недостаточности медики стремятся максимально восстановить работу родного сердца пациента», – рассказывает кардиохирург.


К слову, сегодня Александр Бабляк из Центра кардиохирургии «Добробута» на благотворительных началах входит в состав группы экспертов МОЗ, рассматривающих документы пациентов, которым рекомендована трансплантация сердца. И по словам Александра Дмитриевича, в листе ожидания есть те, кому в условиях современной медицины можно помочь, не прибегая к пересадке: «Их способна спасти либо хирургия сердца, как в случае нашего пациента Александра, либо даже просто оптимизация медикаментозного лечения».


«Теперь я знаю: в Украине есть медицина для людей»

Хотя по шкале euroSCORE, которую используют для оценки рисков кардиохирургического вмешательства, у Александра Турзина было 80,7 % (5 % – уже много, у большинства пациентов – менее 1 %), в «Добробуте» говорят, что это не самый тяжелый их случай. Почти 300 самых разных операций на сердце – а в Центре, который открылся меньше полутора лет назад, ежедневно оперируют двух-трех пациентов – позволяют кардиохирургам клиники совершенствоваться и филигранно выполнять вмешательства любой сложности: от стандартного коронарного шунтирования до вот таких многокомпонентных операций, как у Александра Турзина. «Врачам, которые блестяще проводят даже такие сложные операции, без сомнения можно доверить лечение любых других, более “простых“ заболеваний. Теперь я знаю: в Украине есть медицина для людей», – уверен Саша, который говорит, что однозначно будет рекомендовать кардиохирургию клиники знакомым с проблемами в сердце.


Прощаясь с медиками «Добробута», Александр признается, что только начинает осознавать: главная его мечта – отвести сына в первый класс – точно сбудется. Теперь у Саши новая цель: «Наверстать все то, что я упустил за шесть лет болезни. Хочу наконец поиграть с сыном в футбол. Хочу полететь в Египет поплавать с маской в море – я еще ни разу в жизни не летал на самолете. Надеюсь, осенью, на день рождения сына полетим. Спасибо всем, кто сделал это возможным!»

Kommentare


Для пацієнтів

bottom of page